список для предпринимателей и желающих открыть свое дело

Собрали интересные подкасты о бизнесе и экономике.

Основатели и руководители российских и американских компаний рассказывают о своем деле, делятся историями успеха и неудач, ищут способы решить сложные проблемы и обмениваются опытом.

список для предпринимателей и желающих открыть свое дело

В курсе рубля

«В курсе рубля» — это нарративный подкаст 
Т⁠—⁠Ж о том, что происходит в российской экономике. Ведущие — шеф экономической редакции, экс-корреспондент «Ведомостей» Настя Якорева и ее коллега по редакции с опытом работы в ЦБ Игорь Жулькин. В каждом выпуске они общаются с несколькими экспертами, чтобы разобраться в теме и объяснить ее простым языком.

Лейбл заголовка

Заварили бизнес

Этот подкаст — реалити-шоу о малом бизнесе в России, единственный герой которого — Саша Волкова. Она работала редактором и писала о чужом бизнесе, но в какой-то момент решила начать свое дело — с 400 000 ₽ в кармане.

Выпуски выходили раз в месяц, в каждом Саша рассказывала о своих успехах и провалах. Например, она успела уйти в минус на 160 000 ₽, расстаться с партнерами и найти новых, закрыть точку на отшибе Москвы, открыть другую, а в какой-то момент остаться вообще без помещения. Саша сталкивалась со всеми проблемами начинающих и опытных предпринимателей: дорогая аренда, низкая проходимость, текучка кадров и проблемы с поставщиками. И рассказывала, как решала их.

Лейбл заголовка

Экономика на слух

«Экономика на слух» — подкаст Российской экономической школы. В нем рассказывают, как инвестировать, копить, управлять финансами в условиях растущей неопределенности. Или, например, как наследие крепостного права преследует экономику России в наши дни.

Лейбл заголовка

В один клик

«В один клик» — подкаст студии «Либо/либо» об онлайн-коммерции в России. Ведущие Федор Вирин и Аяна Бабасанова приглашают руководителей и собственников крупных предприятий и говорят с ними об электронной торговле.

Например, сооснователь «Самоката» Вячеслав Бочаров рассказывает, как устроен даркстор — новый формат склада-супермаркета, с помощью которого получается собирать заказы быстрее. Анна Калеева из «Озона» делится знаниями, как микробизнесу преуспеть на маркетплейсах. СЕО «Утконоса» Дэнни Перекальски говорит о том, почему покупатели готовы простить ошибку только один раз.

Лейбл заголовка

Спасибо, я в порядке

Этот подкаст не совсем про бизнес. Почти все герои «Спасибо, я в порядке» — предприниматели, которые столкнулись с психологическими трудностями: выгоранием, депрессией, паническими атаками. Эти трудности они пытаются осмыслить в эфире.

Свои истории рассказывают сооснователь фонда «Нужна помощь»* Митя Алешковский*, основатель Dbrain Дмитрий Мацкевич, предпринимательница Ольга Маркес из Sekta и Варвара Веденеева из Periodica Press.

Лейбл заголовка

Брендятина

Ведущие — Рустам Вахидов и Сергей Стиллавин — рассказывают интересные факты про известные бренды.

Так, Airbnb когда-то назывался AirBed&Breakfast, то есть буквально «надувной матрас и завтрак». А Майкл Линделл — одиозный основатель компании по производству подушек MyPillow — страдал бессонницей, из-за чего стал наркозависимым, а потом придумал подушку, которая не меняет форму во время сна, отказался от наркотиков и построил бизнес-империю на подушках. Всего в подкасте 364 эпизода.

Лейбл заголовка

Деньги делают деньги

Еще один подкаст от бывшего редактора Саши Волковой. В «Заварили бизнес» она пытается открыть кофейню за 400 000 ₽, в «Деньги делают деньги» у героини есть 700 000 ₽ и перед ней стоит вопрос — куда их вложить. Разобраться в хитросплетениях инвестиционного мира помогает Валерий Скотников — эксперт Московской биржи.

Если у вас есть бизнес, который уже приносит деньги, подкаст поможет придумать, что делать со сбережениями. Последний выпуск опубликовали в 2021 году, но шоу до сих пор актуально.

Лейбл заголовка

Либо выйдет, либо нет

Это подкаст от студии «Либо/либо». Открыли студию журналистки Лика Кремер и Екатерина Кронгауз. Каждый выпуск они приглашают гостей, которые разбираются в какой-то сфере бизнеса, и просят их поделиться опытом. Так, инвестор Лев Левиев рассказывает о выходе на окупаемость, адвокат Дмитрий Гриц — как правильно оформить отношения с бизнес-партнером, а эйчар Евгения Волянская — как нанимать и увольнять людей.

Основательницы студии подкупают честностью. Они прямо заявляют: «Я знаю, что ничего не знаю» и пытаются разобраться в дебрях бизнеса вместе со слушателями. Кроме того, Лика и Катя используют подкасты как сеансы психотерапии, чтобы обсудить отношения между предпринимателями и сотрудниками. Таким образом, можно узнать не только о документообороте и бизнес-плане, но и о психологии бизнеса.

Лейбл заголовка

Big money

Создатель и ведущий подкаста — владелец алкогольного холдинга Евгений Черняк. Он общается с известными предпринимателями о карьере, принципах, семье и деньгах.

Среди гостей были Ирина Хакамада, Ксения Собчак, Федор Овчинников, Евгений Чичваркин* и Семен Слепаков*. Новые выпуски не выходят с 2022 года.

Лейбл заголовка

Сделал сам

Экс-журналисты «Секрета фирмы» Дарья Черкудинова и Олег Хохлов приглашают в гости российских предпринимателей, чтобы узнать, что такое бизнес в России.

Всего вышло 17 выпусков: среди гостей основательница сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова*, Александр Залесский из бургерной The Burger Brothers, основатель «Додо-пиццы» Федор Овчинников. Предприниматели рассказывают, как начинали свое дело и справлялись с кризисами.

Лейбл заголовка

Бизнес, роботы, мечты

Ведущие шоу: совладелец сети доставки суши «Капибара» Алексей Войтов, сооснователь парфюмерной сети «Библиотека ароматов» Илья Волков, соосновательница студии подкастов «Заварили» Саша Волкова. Они приглашают владельцев компаний и руководителей обсудить, что с их проектами не так, и попробовать найти решение проблемы. Или говорят о сложностях, с которыми сталкиваются в собственных бизнесах, и просят совета.

Например, в одном из эпизодов они обсуждают с менеджером по продукту «Яндекс Go для бизнеса» Алексеем Самило этапы создания продукта и разницу между предпринимательством и корпорацией. С коммерческим директором финтех-компании Qiwi Александром Агаковым — о том, как искать недообслуженные ниши на рынке и что с ними делать. Всего вышло 62 эпизода.

Лейбл заголовка

Несладкий бизнес

Бывшие владелицы кондитерской приглашают поговорить о бизнесе других предпринимателей и менеджеров: от основателей небольших кофеен до руководителей ИТ-корпораций.

В одном из выпусков исполнительный директор фонда «Навстречу переменам» Юлия Варченко рассказывает, чем социальное предпринимательство отличается от благотворительности и можно ли заработать на социальном проекте. А владелица баров и актриса Ирина Чеснокова говорит о том, как за четыре года открыть три бара в Москве, Турции и Дубае, сколько нужно вложить в такие проекты и сколько реально зарабатывать.

Лейбл заголовка

Потом доделаю

Сервис управления проектами WEEEK запустил аудиоверсии статей из своего блога — о том, как управлять проектами, укладываться в дедлайны и работать в команде. Плюс раз в две недели выходят выпуски-интервью с предпринимателями и руководителями.

Так, операционный директор «Яндекс Go для бизнеса» Роман Лещенко рассуждает, как строить систему корпоративных бонусов, чтобы привлекать топовых соискателей. Основатель итальянского бистро Piu Piu Никита Абакумов рассказал о предпринимательском пути: какие навыки развивать в первую очередь, как искать клиентов, какие инструменты он использует для бизнеса.

Лейбл заголовка

Как заработать миллион?

Каждый эпизод — это короткий рассказ о том, как с нуля сделать бизнес. Ведущий — Сергей Стиллавин. Для шоу отбирали проекты разного масштаба.

В последнем эпизоде речь шла о сети автосервисов из 122 станций FIT Service. В других выпусках о своем бизнесе рассказывали основатель производства паштетов «Паштец» и владелица сервиса доставки экзотических фруктов Fruit Bar.

Лейбл заголовка

Как делают игры

Подкаст о геймдев-бизнесе. Есть эпизоды с обзорами рынка.

Лейбл заголовка

Бизнес — это я

Подкаст о том, что делать предпринимателям в сложные времена. В эфир зовут предпринимателей и руководителей, каждый выпуск — поиск ответа на один актуальный для бизнеса вопрос.

Например, есть эпизод, где Наталья Бахвалова, совладелица сети прачечных самообслуживания «Аква», и Юлия Рыжая, владелица детского сада «Барбарисыч», пытаются определиться, как бизнесу общаться с клиентами: о чем говорить, в каких соцсетях, где искать подрядчиков в помощь. В другом выпуске Глеб Сохор, владелец сети салонов красоты «Виртуаль», и Родион Ахияров, владелец кафе Taco Time, обсуждают, где искать и как удерживать клиентов.

Лейбл заголовка

Бизнес-план

Подкаст редакции «Бизнес-секретов» о том, как вести бизнес. Всего вышло два сезона.

В первом ведущая проекта и соосновательница парусной школы во Владивостоке Анастасия Волошенко с экспертами из мира бизнеса разбиралась, как строить проекты и совмещать их с работой по найму. Во втором сезоне — как наладить здоровые отношения с работой и командой.

Лейбл заголовка

Masters of Scale

В начале каждого эпизода соучредитель «Линкед-ина» и венчурный инвестор Рид Хоффман высказывает тезис о том, как предпринимателю добиться успеха, а затем иллюстрирует его историей приглашенного гостя. Например, эпизод с основателем «Фейсбука»** Марком Цукербергом он начал с истории том, как Марк в детстве сделал что-то вроде ниточного телефона, который связывал стоматологическую клинику отца с домом. И назвал ее Zucknet. Она работала не идеально, но это было неважно: Цукерберг просто хотел сделать — и сделал.

Тезис Хоффмана такой: предпринимателям нужно сохранять свободный тинейджерский дух и не зацикливаться на деталях. Дальше через рассказ Цукерберга Хоффман доказывает свой тезис. В разное время в Masters of Scale участвовали основатели и генеральные директора компаний «Нетфликс», «Гугл», «Фейсбук»**, «Старбакс», «Найк», «Спотифай», «Инстаграм»**, «Твиттер», «Убер» и «Пэйпэл».

Лейбл заголовка

Planet Money

Planet Money объясняет, как устроены разные составляющие экономики.

Например, как работает социализм, что нам делать с восьмичасовым рабочим днем или какой должна быть минимальная заработная плата.

Лейбл заголовка

Business Wars

Подкаст про противостояния брендов в одной нише: например, «Найк» — «Адидас», «Тикток» — «Инстаграм»**, «Иксбокс» — «Плейстейшн».

В Business Wars рассказывают о том, что движет компаниями, их руководителями и инвесторами на пути к успеху или краху. Один выпуск — это одна «война», периодичность — примерно раз в месяц.

Лейбл заголовка

How I Built This

Автор подкаста Гай Раз в начале карьеры был военным корреспондентом CNN, а затем стал радиоведущим в компании National Public Radio. How I Built This — это интервью с главными действующими лицами американского бизнес-сообщества. Ведущему удается говорить с предпринимателями так, что те теряют бдительность и искренне рассказывают о жертвах, бессонных ночах, неуверенности в себе и ошибках.

В интервью The New York Times автор подкаста говорил, что бизнес — это кризисные ситуации, неудачи, напряжение и дискомфорт, а затем обязательно триумф. Подкаст — это истории о том, на что мы готовы идти ради денег и насколько уязвимы в стремлении к капиталу и власти. Среди героев — Говард Шульц из «Старбакса», Кевин Систром и Майк Кригер из «Инстаграма»**.

Лейбл заголовка

The Pitch

В The Pitch настоящие стартаперы встречаются с настоящими инвесторами. Если идея и прототип продукта цепляют, стартаперы получают инвестиции, если нет — понимают направление для дальнейшего развития.

Подкаст погружает в мир венчурного бизнеса и помогает разобраться, что происходит в голове у инвесторов и как можно повлиять на их решения.

Лейбл заголовка

Entrepreneurs on Fire

Название подкаста переводится как «Предприниматели в огне» — а значит, будут разговоры с бизнесменами обо всем, что волнует бизнес.

Что такое быть хорошим предпринимателем и как им стать? Как победить прокрастинацию и не позволить рутине замылить фокус? Как использовать новшества вроде виртуального помощника? Вышло уже более двух тысяч эпизодов.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes