25 декабря в аэропорту Актау потерпел крушение азербайджанский самолёт Embraer-190. Погибли 38 человек. Сразу после катастрофы появились несколько версий о том, что стало причиной трагедии. Orda.kz рассказывает, как на крушение самолёта в Актау отреагировали зарубежные СМИ и какие версии событий они излагают.
Редакция не придерживается какой-либо версии о причинах крушения самолёта до завершения официального расследования. В этом материале изложены предположения и умозаключения, приведённые иностранными изданиями.
Euronews: самолёт по ошибке сбила Россия
О том, что самолёт авиакомпании Azerbaijan Airlines получил повреждения, когда рядом с ним разорвалась российская ракета «земля-воздух», пишет Euronews со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана.
«По данным источников, ракету выпустили по рейсу AHY8432 во время атаки беспилотников в небе над Грозным». Euronews
После выхода материала в Euronews ту же версию практически синхронно выдали азербайджанские СМИ AnewZ и Caliber.az. Они также ссылаются на источники в правительстве.
«Для азербайджанской стороны ситуация абсолютно очевидна. Никто не утверждает, что самолёт сбили намеренно. Однако, принимая во внимание установленные факты, Баку ожидает от российской стороны признания вины в том, что она сбила азербайджанский самолёт, и проведения полного расследования, которое должно завершиться справедливой ответственностью для всех причастных», — пишет AnewZ.
Caliber.az называет тип системы ПВО, из которой предположительно могли сбить самолёт: «Панцирь-С». По данным издания, она «работала» по украинским беспилотникам, которые 25 декабря атаковали Грозный.
«Альтернативные версии, которые распространяются в российских СМИ — это целенаправленные вбросами с целью введения в заблуждение общественного мнения», утверждает издание.
BBC: это очень похоже на ракету ПВО
BBC со ссылкой на авиационного эксперта Джастина Крампа из компании Sibylline указывает, что повреждения на корпусе упавшего самолёта и внутри салона, которые можно заметить на фото и видео, могут говорить о внешнем воздействии.
Британское издание в качестве одной из возможных причин авиакатастрофы называет попадание ракеты ПВО.
«Следы на задней части и левом борту самолёта очень похоже на последствия детонации ракеты противовоздушной обороны. Это можно сказать, оценив расположение следов от осколков», отметил эксперт Джастин Крамп.
The Telegraph: самолёт могли принять за украинский дрон
Той же версии придерживается The Telegraph. Издание пишет со ссылкой на анализ, проведённый британской компанией по авиационной безопасности Osprey, что вероятной причиной катастрофы Embraer-190 в Актау стала работа российских систем ПВО над Грозным.
«Версия, что воздушное судно сбила Россия, появилась сразу после того, как самолёт пролетел сотни миль в неверном направлении и потерпел крушение с дырами в фюзеляже», — пишет The Telegraph.
Издание отмечает, что и авиаэксперты, и даже некоторые российские «военкоры» высказали одно и то же предположение: отверстия в корпусе упавшего самолёта — следы от осколков, возникших при разрыве ракеты ПВО. Следом за экспертами The Telegraph допускает, что борт Баку — Грозный могли принять за украинский беспилотник (в условиях плохой видимости такое не исключено).
Пилоты сообщали диспетчеру о столкновении в воздухе с неким объектом — сначала предполагалось, что это могла быть птица, но позже выяснилось, что на борту взорвался баллон с кислородом. Это аргумент в пользу версии о том, что причиной катастрофы стал обстрел российскими системами противовоздушной обороны.
The Guardian: столкновение с птицами было маловероятным
The Guardian пересказывает несколько существующих версий, обобщая информацию из разных источников. Британское издание ссылается в том числе и на интервью, которое дал Orda.kz авиационный эксперт Серик Мухтыбаев.
Основной вывод, который можно сделать из собранных The Guardian мнений и комментариев, — вероятность того, что причиной технических неполадок AHY8432 действительно стало столкновение с птицами, невелика.
«В российских СМИ были предположения, что самолёт могли сбить российские системы ПВО, перепутав его с украинским дроном». The Guardian
Британское издание указывает, что власти России (и в меньшей степени Казахстана) стремятся снизить накал обсуждений, связанных с авиакатастрофой, и подчёркивают, что официальное расследование ещё не завершено.
CNN: вероятность внутренних неполадок — низкая
CNN в своём материале описывает обстоятельства авиакатастрофы и вкратце излагает несколько версий о причинах трагедии. Американское издание не утверждает, что самолёт мог разбиться из-за атаки дронов или работы ПВО, но указывает:
«[Российские] власти не объясняли сразу, почему самолёт пересёк море, но крушение произошло вскоре после ударов беспилотников по югу России. Аэропорты в этой части страны ранее уже закрывали из-за угрозы со стороны дронов, и ближайший аэропорт по пути следования самолёта был закрыт утром в среду». CNN
CNN также указывает, что самолёт не далее как в октябре проходил полное техническое обследование, то есть вероятность внутренних неполадок на борту была низкой.
The Associated Press: у самолёта не работала система GPS
The Associated Press со ссылкой на Flightradar указывает, что перед крушением борт 4K-AZ65 описал характерную «восьмёрку» над аэропортом Актау. При этом самолёт в последние минуты полёта заметно двигался вверх-вниз. Это признаки неисправной системы навигации.
«FlightRadar24 в отдельном онлайн-посте сообщил, что самолёт столкнулся с сильным подавлением GPS, которое привело к тому, что борт передавал неверные АЗН-В данные. Речь идёт об информации, позволяющей отслеживать маршруты самолётов», говорится в материале информагентства.
The Associated Press отмечает, что Россию ранее неоднократно обвиняли в намеренном подавлении GPS-сигналов.
Mint: есть четыре основные версии катастрофы
Неожиданно, но значительный интерес к авиакатастрофе Embraer-190 в Актау проявили индийские СМИ. Большинство изданий ограничились короткими заметками и сводками. Однако некоторые дают свой анализ.
Индийский портал Mint называет четырёх возможных виновников крушения. Первый вариант — «официальный»: столкновение с птицами. Его придерживаются и российские авиационные власти, и авиакомпания Azerbaijan Airlines. Вторая версия, которую даёт индийский портал, — взрыв баллона с кислородом на борту. Третья — плохая погода, но это скорее ответ на вопрос, почему самолёт не полетел в Махачкалу или Грозный, а не первопричина неполадок с системой управления.
Четвёртая возможная причина гибели AHY8243, согласно Mint, — российские системы ПВО, которые могли сбить самолёт на подлёте к Грозному.
«Так или иначе, ни одно из этих утверждений пока не подтверждено. Причина смертельной авиакатастрофы всё ещё уточняется», аккуратно резюмирует Mint.
Наше интервью с авиационным экспертом о возможных причинах катастрофы AHY8243 читайте по ссылке. Главное о разбившемся самолёте можно узнать здесь. А о героях-пилотах, которые ценой своих жизней спасли почти половину пассажиров, — здесь.
Читайте также: