9 Декабря 2024 в 12:48
Многие годы российские компании активно расширяли свое присутствие в Сирии. Будет ли означать смена сирийской власти конец бизнеса РФ в этой стране?
СССР и Сирия
Принято считать, что экономическое взаимодействие между Россией и Сирией началось в первом десятилетии XXI века. Однако связи между двумя странами были установлены еще в 1944 году, изначально базируясь на поддержке Советским Союзом независимости Сирии от французского господства.
Союз был основным внешнеторговым партнером Сирии, выступая важным поставщиком товаров в страну. В рамках сотрудничества СССР предоставил Сирии льготные кредиты на общую сумму 13,4 млрд долларов. Эти средства были направлены на реализацию проектов развития в стране, включая строительство плотины на реке Евфрат. В советский период также многие сирийцы получали образование в Советском Союзе, что способствовало формированию кадров, глубоко понимающих наше общество и политику.
Важным моментом в стратегическом партнерстве двух стран стало создание советской военно-морской базы в Тартусе в 1971 году. А в 1980-м был подписан взаимный Договор о дружбе и сотрудничестве.
Дамаск. 1 мая 1987 года. Вид на площадь Освобождения
Фото: В. Щенников/Фотохроника ТАСС
Прощение долгов
В 2005 году Россия списала Сирии 73% от упомянутого кредита в 13,4 млрд долларов. Оставшиеся 3,61 млрд были перенесены на более поздний срок и должны были быть выплачены двумя способами: 1,5 млрд долларов – равными частями в течение 10 лет; 2,118 млрд долларов – переводом в Центральный банк Сирии, что позволяло российскому правительству использовать эту сумму для инвестиций в страну и закупки товаров.
В 2009 году РФ стала одним из ключевых торговых партнеров Сирии, заняв второе место по объемам поставок. Экспорт из России составил 1,9 млрд долларов. Основными товарами были пшеница, древесина и сталь.
Инвестиционные векторы
К 2011 году объем инвестиций российских компаний в сирийский рынок достиг 20 млрд долларов. Несколько предприятий, таких как «Союзнефтегаз» и «Татнефть», инвестировали в разведку нефти и газа, другие – создали дочерние предприятия в Сирии. Помимо энергосектора, русский бизнес вкладывался в сельское хозяйство, туризм, недвижимость, инфраструктуру.
В ноябре 2013 года правительство Сирии заключило договор с «Союзнефтегазом» о проведении геологоразведочных работ и разработке морских участков по добыче углеводородов. Российская компания вкладывала в проект 90 млн долларов.
В 2017 году объем инвестиций в добывающие отрасли в Сирии увеличился. Министерство нефти и минеральных ресурсов САР заключило соглашение с «Росгео» об исследованиях по оценке запасов нефти и газа.
1 января 1987 года. Центральная улица Дамаска Абу-Румани
Фото: Валентина Огородникова/Фотохроника ТАСС
В 2018 и 2019 годах, по данным Сирийской программы правового развития, компания «Стройтрансгаз» (STG) заключила с правительством Сирии три долгосрочных контракта. Они предусматривали эксплуатацию завода по производству удобрений в провинции Хомс, разработку фосфатных рудников в Шаркии и Хнейфисе и право управления портом Тартус на протяжении 49 лет, что позволяло STG контролировать производство и экспорт фосфатов. При этом STG обязалась инвестировать 200 млн долларов в восстановление трех устаревших заводов и 500 млн долларов – в развитие порта. Также «Коммерсант» писал в 2018 году, что «Стройтрансгаз» заключил инвестсоглашение на сумму 115 млн долларов на возведение туристического комплекса «Тартус» на островах.
Кроме того, российские компании занимались строительством домов и домостроительных комбинатов, планировали возведение цементных заводов. Наблюдался высокий спрос на строительную и дорожную технику, необходимую для восстановления разрушенной инфраструктуры в стране.
В январе 2018 года Москва и Дамаск заключили соглашение, которое давало России исключительные права на добычу нефти и газа в районах Сирии, находящихся под контролем Асада. Министр энергетики Александр Новак подписал дорожную карту, которая включала в себя восстановление нефтяных месторождений и разработку новых. В октябре 2018 года Москва и Дамаск подписали соглашение о партнерстве для улучшения качества объектов по добыче нефти в Сирии.
РИА Новости сообщали в 2019 году, что парламент Сирии утвердил соглашения с нефтедобывающими компаниями «Меркурий» и «Вилада» о проведении геологоразведочных работ на трех нефтяных месторождениях.
Экспорт-импорт
В 2021 году объем экспорта из России в Сирию составил 594,44 млн долларов. Основные статьи экспорта – пшеница, сталь, чугун, растительные масла, промышленные транспортные средства, воздушные насосы, фармацевтическая продукция, пиломатериалы, печатная продукция, оптические приборы, промышленное и электронное оборудование и другие товары. Сирийский импорт – это минералы, химикаты, природные фосфаты кальция, оливки, хлопок, орехи, семена, специи, овощи, фрукты и ягоды.
Сегодня российский экспорт в Сирию оценивается примерно в 0,65 млрд долларов. По оценке SIA, торговый оборот России с республикой меньше, чем с Сербией, Венгрией и даже Ираном, но больше, чем с Иорданией.
В разные периоды в САР активно работали структуры Ростеха, КАМАЗа, Росатома: последний участвовал в реконструкции различных объектов инфраструктуры и энергетики. Также Россия инвестировала в крупные турпроекты и курортные комплексы в прибрежных районах на западе Сирии и в Латакии.
– Многие ключевые промышленные объекты Сирии были созданы с использованием оборудования и запасных частей, произведенных в нашей стране, и обслуживались сирийскими специалистами, прошедшими обучение в советских и российских университетах. В наши планы входит восстановление до 40 объектов энергетической инфраструктуры в Сирии и развитие систем водоснабжения крупных городов. В 2018–2020 годах Россия профинансировала несколько проектов в области здравоохранения, образования, продовольственной безопасности, сельского хозяйства, общая сумма взносов составила почти 40 млн долларов.
Александр Ефимов
Посол России в Сирии, 2020 год
Наступит ли будущее
В 2023 году Башар Асад заявлял о скором подписании соглашения об экономическом партнерстве с Россией: страны планировали около 40 совместных инвестиционных проектов в таких сферах, как энергетика, транспорт и сельское хозяйство. Также имели место логистические проекты, связанные с поставками углеводородов в Сирию в обмен на продовольствие в Россию.
Из конкретных уже завершенных проектов: например, «Известия» сообщали, что в конце 2024 года в сирийской провинции Хомс российский бизнес планирует достроить мельничный комплекс мощностью до 600 тонн муки в сутки. Этот проект имеет большое значение для Сирии, поскольку в стране наблюдается нехватка зерна. В 2022 году, согласно отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, производство пшеницы в Сирии сократилось на 63%, а дефицит составил почти 2 млн тонн.
Кроме того, Россия активно участвовала в проекте по обеспечению водоснабжения провинции Латакия, который является частью масштабной программы по развитию инфраструктуры в Сирии. В 2022 году благодаря тесному сотрудничеству с Россией в регионе были построены две водозаборные станции, обеспечившие более 22 тыс. жителей региона качественной питьевой водой.
В интервью «Известиям» торговый представитель Российской Федерации в Сирии Георгий Асатрян сообщал, что в 2023 году Россия и Сирия подписали меморандум между министерствами здравоохранения, чтобы российские фармацевтические компании могли свободно выйти на рынок Сирии и ускорить процесс регистрации своих продуктов в республике.
По мнению Асатряна, выход российских компаний на территорию Сирийской Арабской Республики можно было рассматривать как возможность выхода на рынки сразу нескольких соседних государств: Ирака, Иордании и Ливана.
– Говоря о Сирии, мы можем рассматривать ее как крупный центр для присутствия в регионе. Выход на рынки этой страны также позволит сократить логистические расходы, в том числе за счет отказа от оплаты пошлины за проход через Суэцкий канал, – отмечал Асатрян.
Естественно, эти утверждения были справедливы до событий 8 декабря.
– За последние несколько десятилетий между Москвой и Дамаском было подписано несколько соглашений в области нефти и газа. В декабре 2019 года одобрены три контракта на разведку, бурение и добычу в нефтяном секторе. В период с сентября 2019 года по январь 2020 года Сирия заключила четыре новых контракта на разведку нефти с несколькими российскими компаниями. В 2021 году сирийское правительство одобрило контракт с российской компанией Capital Limited на разведку нефти в Средиземном море. Стратегическое значение имеет подписание в марте 2022 года контракта между компанией «Росэнергострой Левант» (RESL) и Дамаском на строительство газотурбинной электростанции мощностью 25 мегаватт в Алеппо. Российскими инвесторами были заключены многочисленные соглашения и контракты на строительство и реконструкцию электростанций. Также были достигнуты договоренности об отборе 200 российских и сирийских компаний для участия в совместных проектах по реконструкции. Российские компании в настоящее время присутствуют в Сирии в области транспорта, технологий, ирригации и водных ресурсов, а также активно обучают сирийский персонал. В октябре 2023 года Россия и Сирия подписали меморандум об укреплении сотрудничества в фармацевтическом и медицинском секторах. Объем торговли между Россией и Сирией с 2008 по 2014 год сократился более чем в три раза, но с 2021 года объем товарооборота значительно увеличился. Текущие объемы двусторонней торговли оцениваются примерно в 1 млрд долларов США, при этом около 65% этого объема приходится на российский экспорт.
Сергей Лавров
Министр иностранных дел России, речь 19 июля 2024 года, посвященная 80-летию установления дипломатических отношений между Россией и Сирией
После смены власти в САР «Коммерсант» взял комментарий у вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбовой. Представитель ТПП отмечает:
– События серьезно повлияют на планы для развития отношений бизнеса со многими регионами, в том числе и по соседству с Сирией. Многие компании строили достаточно серьезные планы. Это вызов внешнеэкономическому направлению. Понятно, что придется анализировать то, что будет происходить в Сирии. Для бизнеса в любой стране плохо, когда начинаются военные действия, смена правительства и так далее. Я думаю, что сейчас будет период глубокого изучения ситуации, потому что еще не до конца понятно, чем это все закончится и каким будет ущерб. Ведь Сирия еще и промежуточная база для проектов, связанных с Африкой, там тоже есть свои вопросы, логистические прежде всего.