Беременная женщинаФото: Yui Mok/PA Wire/empics/picture alliance
Рождаемость в России упала до уровня 18 века. Демограф Алексей Ракша называет устрашающие цифры: всего за январь, февраль и март 2025 года зарегистрировано 293-294 тысячи актов о рождении, что на 2,3% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. По мнению Ракши, в первом квартале 2025 года, скорее всего, был поставлен антирекорд по родившимся с рубежа XVIII-XIX веков. Очевидно, что государство пока не справляется с демографической катастрофой, хотя в ход пущены и кнут, и пряник, и варварские обычаи, и прямая угроза здоровью женщин.
Рожают все!
За три года войны против Украины риторика российских властей заметно поменялась. Помимо продвижения “традиционных семейных ценностей”, были задействованы разные способы заставить женщин рожать. Во-первых, Госдума приняла на уровне закона запрет “пропаганды чайлдфри”. Как это часто бывает, понять, что конкретно запрещено, решительно невозможно. Как я это понимаю, по сути, депутаты объявили вне закона информирование об абортах и контрацепции. При этом я совсем не удивлюсь, если любую женщину, которая публично скажет, что не хочет иметь детей, тоже смогут наказать.
Параллельно с этим наметилось мягкое давление со стороны телевидения. Популярное шоу “Беременна в 16” переименовали в “Мама в 16”. И вот это уже не шокирующие рассказы про подростковую беременность, где в конце выпуска героиня должна решить, оставит ли она ребенка или сделает аборт. Теперь телевидение внушает зрителю, что ребенка оставят в любом случае, и героиня станет мамой в 16 лет. Что будет потом и с ней, и с ее ребенком, мало кого интересует.
Беременные школьницы на смену беременным студенткам
Интересно, что понимая демографическую проблему как одну из ключевых для Владимира Путина, главы регионов и депутаты буквально начали гонку самых диких предложений по увеличению рождаемости.
Сначала предложили платить за беременность студенткам. Инициативу встретили положительно, и вскоре уже Путин поручил увеличить пособия для беременных студенток (а в некоторых регионах есть и дополнительные выплаты). Окрыленные успехом чиновники предложили не останавливаться на совершеннолетних и придумали платить за беременность школьницам.
Карикатура DW Фото: DW
Шокирующая инициатива, которая, по сути, предлагает детям рожать детей, встретила поддержку в нескольких регионах. Цена этого варварства – сто тысяч рублей за ребенка. Впрочем, по данным канала Faridayli, в правительстве не планируют вводить подобные меры на федеральном уровне.
Право на аборт
Одновременно с этим продолжается борьба с абортами. В школах в некоторых регионах РФ прошли показы короткометражной картины “Выбор”, снятой при поддержке Минсоцразвития Новосибирской области и Русской православной церкви (РПЦ). Повествование в этом фильме ведется от лица эмбриона, озвученного детским голосом. В ряде регионов идет обсуждение (а в некоторых регионах уже закончилось принятием) законов о запрете “склонения к аборту”. Тут впереди паровоза бежит глава Вологодской области, который предложил запретить аборты полностью. Частные клиники в ряде регионов, как сообщают местные СМИ, тоже убирают аборты из перечня медицинских процедур.
Зачем вам дети?
Все эти разной степени опасности и безумия меры по-прежнему не дают результатов. Женщины не рожают детей, как бы российские власти ни уговаривали и ни заставляли их это делать. Плохой сценарий выглядит так: в России появится какое-то количество малолетних матерей, брошенных детей, и женщин, которые рискнут здоровьем, пытаясь сделать аборт подпольно. Приведет ли это к улучшению демографической ситуации? Точно нет! Детей в здоровом обществе рожают тогда, когда есть уверенность в будущем, есть стабильность, перспективы и возможность этого ребенка вырастить. Желательно счастливым и свободным. А государству, которое продолжает захватническую войну, бросая в ее топку тысячи и тысячи жизней, хочется ответить лишь одно: сам воюешь – сам рожай!
Автор: Татьяна Фельгенгауэр – российская журналистка, ведущая The Breakfast show и YouTube-канала Медиазона.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.