Одним из ключевых политических итогов 2023 года стал провал украинского контрнаступления, отмечают политологи, авторы
стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. Во время эфира 26 декабря эксперты обсудили также ход президентской кампании в РФ и выдвижение кандидатов.
В 2024 году могут появиться потенциальные пространства для урегулирования украинского конфликта, считает Чеснаков. «В конце 2023 года и российская, и украинская стороны, и на Западе (что особенно важно) приходят к мысли, что противостояние будет долгим, тяжёлым и потребует максимального вложения сил. Это первый шаг к возможным продуктивным действиям по мирному урегулированию».
На Западе и на Украине в конце 2023 года появилось ощущение неопределенности, подчеркнул Карягин. «Возникли сложности с функционированием предыдущего инструментария. То есть, если раньше были какие-то общие установки, которые были аксиомами и работали по умолчанию — например, санкционная политика или, скажем, беспрецедентная военная и финансовая поддержка Украины, то сейчас мы видим, что, во-первых, последний пакет антироссийских санкций принят уже не с таким энтузиазмом, как раньше, а финансирование Украины переносится на следующий год. Ура-патриоты или пропагандисты говорят о том, что никакой поддержки больше не будет, но это не так. Западные страны понимают, что необходимо искать какие-то другие меры».
Действия западных стран свидетельствуют о продолжении линии на эскалацию конфликта, отметил Чеснаков. «Обострение на сегодняшний день менее вероятно, чем рутинизация конфликта, но оно всё-таки вероятно, и нельзя сбрасывать его со счетов. Обучение украинских пилотов управлению F-16, предоставление военной техники, обсуждение в Конгрессе новых пакетов помощи Украине, новые антироссийские санкции — всё это пока свидетельствует о продолжении линии на эскалацию конфликта. Можем ли мы выйти из него, например, до ноября, до президентских выборов в Соединённых Штатах? Сомневаюсь. Однако как серьезный сценарий я начинаю рассматривать возможность краха Украины. Это связано с процессом, который был запущен после пресс-конференции Зеленского, когда он заявил о требовании военных о мобилизации 500 тыс. человек».
В конце 2023 года в российском обществе произошла смена ожиданий, обратил внимание Карягин. «В конце 2022 в обществе были негативные настроения, связанные с экономическими прогнозами, когда многие утверждали, что доллар якобы будет стоить 500 рублей, все бренды уйдут и так далее. Сейчас настроения стали спокойнее».
Путин может выступить с моральной повесткой в рамках президентской кампании, считает Чеснаков. «Часто от лидера ждут сильных моральных оценок. Возможно, какое-то соответствующее заявление сыграет свою роль для президентской кампании. Конкуренты Путина в этом смысле слабее, они не могут выступить с моральной позиции. Думаю, что уже ближе к 24 февраля мы получим некий набор тезисов от каждого из кандидатов, и тогда уже можно будет делать прогнозы».
Под конец года отмечается снижение как интереса к политике, так и активности кандидатов в президенты, добавил Карягин. «Так иначе, главный кандидат выдвинут. Если говорить об электоральных процессах, мне кажется, что их возвращение в повестку произойдет не раньше середины января. В целом было бы странно вести активную информационную кампанию, когда люди отдыхают и мало следят для за процессом».
Фоновая кампания в праздничные дни возможна — вопрос в том, насколько кандидаты готовы будут участвовать в ней, отметил Чеснаков. «Для Путина, возможно, она и не имеет значения. А вот, например, для Даванкова имеет, потому что он апеллирует к более молодой аудитории, которая как раз будет испытывать дефицит смыслов и эмоций во время праздников».