4 июня ушел из жизни Михаил Кокшенов (1936-2020).
Чуть ли не прямо возле гроба началась переоценка его творчества. Алексей Панин, актерских работ которого давно не видел кинозритель, назвал покойного хорошим человеком, плохим режиссером и деревянным актером.
Мне Кокшенов тоже представлялся если не деревянным, то заштампованным донельзя, пока я не посмотрел на его творческий путь, так сказать, в перспективе.
Кокшенов пришел в актерскую профессию из геологических экспедиций, что наложило отпечаток. Выпускник Щуки признавался:
«На первом курсе, когда мы в основном занимались этюдами, меня тянуло на производственную тематику. Я строил на сцене шахты, штреки — из своей прошлой геологической жизни…»
Кокшенов обладал рассудком, чувствуя, где его шесток в профессии. Важное качество, – интуиция. Позволяет избежать ошибок и разочарований.
Парню комплекции и внешности Кокшенова самое место было в шахте.
Рабочая косточка; крестьянский сын; не очень умный; снаружи грубый; добродушный внутри.
Правда, Кокшенов проговаривается, что никак не мог определить свое амплуа (я так думаю, не мог с ним сразу смириться):
«Меня все тянуло на героев, но играть их я почему-то стеснялся или, как говорят профессиональным языком — зажимался. И в поисках этих героев, совсем обнаглев, играл даже графа Альмавиву из «Женитьбы Фигаро». Играл в состоянии, приближенном к обморочному. Замахивался также на Печорина, но Бог уберег!»
“ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И “КАТЮША”
Не знаю, на каком курсе Кокшенов играл Альмавиву, но первый успех пришел к нему еще в институте. Устав искать материал у классиков, Михаил сочинил под себя образ сам.
«Отрывок назывался «Коммуна». Это был рассказ о деревенском парне Феде, который далеко не герой, но и далеко не дурак. И попал! С этого Феди началось мое становление актера».
Первая роль, в которой Кокшенова запомнил зритель, ложилась на образ такого Феди. Кокшенов сыграл в эпизоде фильма «Председатель» (1964) ражего парнягу, который не хочет быть кузнецом и собирается поступать в «порнографический» институт.
В 1967 Владимир Мотыль задействовал его в картине «Женя, Женечка и «катюша» (1967), как антагониста тонкого, интеллигентного арбатского мальчика Олега Даля (КАК ПИЛ ДАЛЬ). Глеб Панфилов противопоставил Кокшенова чистому, дурашливому герою Михаила Кононова в драме «В огне брода нет» (1968) — ПОЧЕМУ МИХАИЛ КОНОНОВ НЕ ЛЮБИЛ “БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ”. Запоминался обвиненный в воровстве сплавщик из «Хозяина тайги» (1968), бандюган из «Адъютанта его превосходительства» (1969), казак из «Даурии» (1971).
Ни одна из этих ролей не была комедийной, а главную роль Кокшенов сыграл только в фильме «Хозяин» (1970), где его герой – революционный матрос – строил новую жизнь.
Звездное положение Кокшенову не грозило, но без работы он не сидел.
“ХОЗЯИН ТАЙГИ”
Все перепахала встреча с Леонидом Гайдаем. В 1975 Кокшенов появился у него в «Не может быть!» (опять, кстати, как антагонист Даля — “ПУГАЕТ ГАЙДАЙ…”. ПОЧЕМУ ОЛЕГ ДАЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ РОЛИ В ПРОВАЛЬНОЙ КАРТИНЕ КОМЕДИОГРАФА).
С легкой руки Гайдая режиссеры разглядели в Михаиле комедийное начало, а поскольку актер ни от чего не отказывался, его завалило ролями недалеких амбалов: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «По улицам комод водили», «Дачная поездка сержанта Цыбули».
Апофеоз случился, когда Михаил получил роль в комедии Гайдая «Спортлото-82». Реплики из этой картины пошли в народ и Кокшенов окончательно оказался под колпаком глуповатого парня. Комедии с его участием шли косяком: «Самая обаятельная и привлекательная», «Хорошо сидим!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».
“СПОРТЛОТО-82”
Часто актер пытается сломать амплуа. Кокшенов таких попыток не делал, твердо зная, – народ его любит, и на хрен эксперименты. На поверхность, во всяком случае, недовольство собой не выходило. Вечно спокойный, доброжелательный Кокшенов перетекал из фильм в фильм везде и всюду одинаковый. Штамповка? Да, наверное. Но ему было комфортно, а зрителю весело.
В лихие девяностые, когда кинопрокат загнулся, Кокшенов решил пройтись по тропке Гайдая, переквалифицировавшись в кинорежиссеры-комедиографы. На его трилогию «Русский бизнес», «Русское чудо» и «Русский счет» (1993-1994) принято плеваться во многом справедливо, но вот на днях посмотрел я этот «Русский бизнес», ну не ужас-ужас. Да, глупые шутки, но на другой чаше весов Фарада, Крамаров (последняя роль), Захарченко (АКТЕР, СКАЗАВШИЙ: “НЕ РЫЧИ!”), сам Кокшенов. Видно, как актеры экстра-класса вытягивают примитив, и хочется снять шляпу.
“РУССКИЙ БИЗНЕС”
Говорят остальные фильмы Кокшенова еще хуже, не удивлюсь. В период 2002-2004 он выпустил 9 (!) полнометражных картин, какие уж тут шедевры?
Параллельно съемкам своих нетленок Ккошенов успел стать серийным актером короля дешевого комедийного кино Эйрамджана.
Как говорится, – до кучи.
Александр Панкратов-Черный, и тот удивлялся:
«Я у Мишки Кокшенова тоже недавно снялся. Ну, друзья, поэтому я не отказываюсь. Тоже полное говно! Я говорю: «Миша, ну нельзя же так!» А он: «Василич, ну е…твою мать, мы что, первый год дружим?! Ты «бабочек» получишь, я немножко отслюнявлю». Юлик Гусман Эйрамджану как-то сказал: «Это народное кино!» Я говорю: «Что же вы мой народ за говно держите? Халтура, а не кино!»
Не знаю, кстати, насколько нравился Кокшенов народу в комедиях своих да Эйрамджана. Есть ощущение, что запомнят его все же по Гайдаю, «Фитилям», «Ералашу».
Светлая память!