НСПК сертифицировала первый чип российского производства для бесконтактных платежей по картам в августе 2019 года. «Производственные мощности “Микрона” позволяют полностью удовлетворить текущую потребность НСПК в отечественных чипах», — отмечала тогда Гульнара Хасьянова, генеральный директор компании «Микрон», единственного отечественного производителя полупроводников.
Карточный кризис
Однако чипы все равно в большинстве банков использовались иностранные: Cosmo (выпускает компания Obertur, Франция), Optelio (Thales, Франция) и Kona (Kona, Южная Корея). Поэтому неудивительно, что после событий февраля 2022 года в России возникла проблема с выпуском новых карт. В марте представители отрасли сообщили, что банкам потребуется 115–120 млн банковских карт до конца года. Россияне массово пошли перевыпускать карты на системе «МИР», поставки чипов из-за рубежа прекратилась. «Микрон» оценивал возможный выпуск за год в 20 млн штук.
Позже «КоммерсантЪ» выяснил, что ВЭБ.РФ одобрил выделение «Микрону» кредитной линии в 7 млрд рублей на десять лет. В сентябре отечественным производителем было подписано соглашение с компанией «НМ-тех» для наращивания мощностей. «Микрон» и «НМ-тех», являются резидентами особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва», в которой действует льготный режим предпринимательской деятельности для инвесторов. В июле исполнительный директор СберБанка Ольга Маклашина поделилась инсайдом: «Наши коллеги из центра эмиссии придумали решение, близкое к гениальному, — реимплантация чипов банковских карт, то есть мы начали “выковыривать” чипы из карточек и вставлять их в новые карты». Подробнее о применении подобного подхода в реальности не сообщалось, однако было понятно, что проблема стала весомой.
Обеспокоенность регулятора в 2022 году вызывала способность российских производителей удовлетворить спрос банков и на «». В ЦБ 3 июня в прошло совещание с участием компаний — производителей банковских карт: «АЛИОТ», «Новакард», «Оренкарт», «Розан Файнэнс». Они уверили Банк России, что смогут обеспечить рынок необходимым количеством «пластика», однако вопрос о гипотетическом допуске на рынок китайских производителей также рассматривался регулятором.
13 января 2023 года гендиректор НСПК Владимир Комлев внезапно заявил, что проблема с чипами для банковских карт в России больше не стоит: «На мой взгляд, пока российские компании смогли решить ее довольно эффективно в условиях ограничений. Проблема с чипами, по большому счету, у нас в стране сейчас решена. Мы видим, какой серьезный объем готовых карт смогли в 2022 году отгрузить российские производители». Но о каких-то конкретных алгоритмах действий сектора, которые помогли решить задачу, руководитель НСПК не сообщил.
«Нам кажется, что проблема с чипами решилась не путем удовлетворения потребностей в объеме чипов для карт, а за счет перехода на альтернативные решения в оплате, — ответил на вопрос «Б.О» Михаил Петров, начальник управления по контролю за внедрением и технологическим развитием РосДорБанка. — Стали распространяться платежи посредством СБП (С2С, С2B), широко внедряемые НСПК и ЦБ, где оплата происходит через мобильные приложения, установленные на телефоне. Также из-за отсутствия чипов банки стали массово продлевать для своих клиентов сроки действия пластиковых карт».
Перспективы СБП и форм-факторов
Дефицит карт мог бы привести рынок к полному переходу на бесконтактные платежи, но уже знакомые и быстро получившие популярность в России сервисы Apple Pay и Google Pay тоже разорвали с нашей страной отношения. По данным CloudPayments, в 2021 году на оплату с помощью Apple Pay приходилось около 18% всех транзакций, на Google Pay — примерно 7%, а в 75% случаев транзакций оплата происходила с помощью введения реквизитов банковской карты. «В марте 2022 года из России ушли привычные платежные сервисы — Apple Pay и Google Play, но, спустя некоторое время на смену им пришли отечественные решения, например Yandex Pay, который оперативно интегрировала компания CloudPayments. По итогам 2022 года на долю Apple Pay пришлось примерно 5% транзакций, на долю Google Pay — около 1%, на долю Yandex Pay — 3%. При этом доля транзакций, в которых данные карты при оплате вводились вручную, выросла до 91%», — сообщила «Б.О» CEO CloudPayments Татьяна Глазачева.
НСПК действительно активно продвигает СБП и оплаты по QR-кодам. Например, летом 2022 года сообщалось, что банки тестируют возможность начисления зарплат через СБП. Возможно, эта технология могла бы вытеснить банковские карты, но эксперты смотрят на такой путь развития со скепсисом: «В случае с СБП деньги проходят через расчетный счет, а значит, не используется эквайринг и не начисляются банковские комиссии. У финансово-кредитных учреждений нет дохода, которым можно поделиться в виде кешбэка и соответственно нет стимула активно предлагать данную услугу», — отметил директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle Руслан Спинка. Но в конце прошлого года банки начали начислять клиентам бонусы за оплату с помощью таких технологий. Например, в декабре кешбэк за покупки через СБП ввел Альфа-Банк.
Татьяна Глазачева предположила, что в ближайшую пару лет «большую часть оплат на себя заберут системы Sber Pay, Tinkoff Pay, Yandex Pay и Mir Pay — ближайшая альтернатива ушедшим “пэям”, которые были удобны и привычны большинству россиян». По оценке CloudPayments, на оплату с помощью таких систем будет приходиться до 40% транзакций. «Данные способы будут активно бороться за пользователя, и мы увидим развитие разнообразных программ лояльности. Оплата с помощью карт посредством ручного введения данных заберет на себя 20–30% транзакций. СБП — 25–30% всех оплат», — подчеркнула руководитель компании.
В РосДорБанке считают, что количество платежей через СБП и по QR в офлайновых торговых точках в ближайшие два года будет более 50–55%, а Виктор Достов, председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, оценивает перспективу этого показателя в 20%.
Также на рынке появляются новые формы решений для бесконтактных оплат. Альфа-Банк в январе реализовал технологию платежного стикера. Сбер также планирует распространить такое решение среди 100 тыс. клиентов в феврале. «В стикер встроен NFC-чип, он приклеивается к любому предмету, например к смартфону. Прикладывая его к терминалу, клиент оплачивает товары или услуги аналогично прикладыванию своей пластиковой карты», — пояснил Михаил Петров.
Помимо этого на рынке еще раньше были представлены различные кольца, браслеты, брелоки, также позволяющие проводить бесконтактные платежи. Перспективы таких форм-факторов оценил Виктор Достов: «Эти решения достаточно нишевые, но ниша довольно большая. С тех пор как от нас ушли Apple Pay, Samsung Pay и так далее, удивительным образом люди тяжело возвращаются к карточкам. Казалось, что это не очень принципиальная разница, но почему-то для людей возвращаться к доставанию карточки из кошелька при оплате оказалось достаточно неудобно. Я думаю, что если не будет какого-то глобального решения (условно говоря, если Apple Pay не откроет свою платежную функцию для внешних разработчиков), то люди будут искать всякие варианты. Кольца, наклейки — тоже неплохой вариант. С другой стороны, к ним нужно будет привыкать, учиться, нужно строить сеть распространения, а это непростая задача».
Исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст не видит предпосылок к взрывному росту спроса на подобные решения: «Кольца и браслеты во всем мире являются нишевым решением — просто потому, что не все люди в принципе носят кольца и браслеты. А стикер можно заменить, вложив платежную карту в чехол телефона. Сектор Wearables, то есть технологических решений, интегрированных с аксессуарами или одеждой, пока не оправдал ожиданий. К тому же потребительские привычки меняются довольно медленно — мы видим это по проникновению QR-кодов».
Ежегодно «Б.О» проводит форум FuturePay, посвященный платежным инновациям. В 2023 году форум состоится в июне, на мероприятии эксперты рынка более подробно раскроют возможные стратегии развития платежных технологий в России.
Справка Б.О
Аналоги современных банковских пластиковых карт появились еще в 1928 году. Но официально датой создания технологии платежей с использованием специальных карт считается 1949 год, когда Фрэнк Макнамара, директор компании Hamilton Credit Corporation, не смог расплатиться за обед в нью-йоркском ресторане, так как обнаружил, что оставил бумажник в другом пиджаке. Результатом неловкой ситуации стала идея основать Diners Club, клуб ресторанных завсегдатаев, который, по сути, и стал первой платежной системой с оплатой по картам. Потом на картах стали выдавливать (эмбоссировать) номера карт и данные владельца, чтобы делать отпечаток карты покупателя на платежной квитанции (процедура называлась импринтингом). Затем на картах появились магнитные полосы, в которых содержались необходимые данные, а позже карты снабдили электронным чипом.
В СССР карты МПС появились в 1969 году. Тогда были подписаны первые агентские соглашения с Diners Club и American Express. В 1974 году на рынок страны вышла VISA, годом позже — EuroCard/MasterCard. В 1989 году Сберегательным банком СССР была разработана концепция безналичных расчетов.
Российский рынок принял платежные технологии достаточно поздно относительно остального мира, что позволило легче внедрять инновации. В то время как в США до сих пор используют для оплат чековые книжки, в России уже почти десять лет не выпускают карт без чипов. Сбер отказался от выпуска карт только с магнитной полосой в 2013 году, а с 1 июля 2015-го вступила в силу редакция Положения № 382-П о требованиях к защите информации при переводах, согласно которой ЦБ запретил российским банкам выпускать «нечипированные» карты.
В разные годы в России были попытки создания платежных карточных систем федерального масштаба, но это удалось только в 2015 году, когда появилась система «МИР» под эгидой НСПК, которая позволила практически безболезненно перенести резкий уход с российского рынка всех западных международных платежных систем в марте 2022-го.