иллюзия или шаг к миру? – DW – 13.03.2025

Согласившись на временное прекращение огня по итогам переговоров в Джидде 11 марта, Украина добилась возобновления американской военной помощи, приостановленной после ссоры президентов Владимира Зеленского и Дональда Трампа в Белом доме. Позиция России пока ясна не до конца. По данным российских СМИ, 13 марта Владимир Путин переговорит со специальным посланником президента США Стивом Уиткоффом, который специально для этого прилетел в Москву. За несколько часов до ожидаемой встречи Путин заявил, что “сама по себе идея (перемирия. – Ред.) правильная, но есть вопросы”. 

Положение Украины теперь выглядит более прочным, чем несколько дней назад, когда было неясно, удастся ли Киеву найти общий язык с Вашингтоном. Однако ситуация может вновь кардинально измениться. Возможные сценарии обсудили эксперты и приглашенные политики на совместном онлайн-мероприятии, организованном в среду, 12 марта, исследовательскими центрами Zentrum Liberale Moderne (Берлин) и Atlantic Council (Вашингтон). DW представляет основные выводы.

О чем Украина и США договорились в Саудовской Аравии 

В совместном заявлении сторон, представленном после завершения переговоров в Джидде, говорится, что Украина “выразила готовность принять предложение США о введении немедленного временного 30-дневного прекращения огня, которое может быть продлено по взаимному согласию сторон при условии принятия и одновременного выполнения Россией”. 

“Мы вернулись туда, где должны были быть, и теперь, я надеюсь, США будут работать с Украиной и Европой, чтобы, если потребуется, оказать давление на Россию, которая, в конце концов, и является источником проблемы”, – заявил эксперт Atlantic Council, бывший американский дипломат Дэниел Фрид. 

Владимир Зеленский и Дональд ТрампВладимир Зеленский и Дональд Трамп в Овальном кабинете Белого дома, 28 февраля 2025 годаФото: Saul Loeb/AFP/Getty Images

Возможно, скандал в Овальном кабинете даже сыграл на руку Украине. В ситуации, когда Украина рисковала остаться без американской поддержки, европейские страны активизировались и попытались повлиять на США. 

“Сейчас для Владимира Путина ситуация не так хороша, как две недели назад, и я бы сказала, что и для Дональда Трампа она не так хороша. – рассуждает участвовавшая в конференции профессор французского института Science Po Мари Мендра. – Украинцы и европейцы вернулись, и они очень сильны”.

Какие условия выдвинет Путин?

“Первые реакции из России – “мы изучаем предложения, но сейчас, когда российские войска продвигаются на поле боя, все должно быть на наших условиях” – ясно показывают, насколько ошибочной была приостановка помощи Украине”, – констатирует депутат бундестага от партии “Союз-90″/”зеленые” Робин Вагенер (Robin Wagener). 

Владимир Путин перед встречей со Стивом Уиткоффом сформулировал целый ряд вопросов, на которые, как он считает, необходимо ответить, прежде чем переходить к предметному обсуждению перемирия: “Что делать с участком вклинения (ВСУ. – Ред.) в Курской области? <...> А как будут решаться другие вопросы на всей линии соприкосновения? Это почти 2 тысячи км. И там российские войска наступают практически на всех участках. <…> Эти 30 суток будут как использоваться? Чтобы на Украине продолжилась принудительная мобилизация? Чтобы туда поставлялось оружие? <...> Как будут решаться вопросы контроля, верификации?” 

До этого в критическом ключе выступили высокопоставленные российские чиновники. “Какие-то такие шаги, которые имитируют мирные действия, мне кажется, никому не нужны”, – заявил, например, помощник президента Юрий Ушаков. “Любые договоренности – на наших условиях, не американских”, – предупредил заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев. Почти то же самое сказала официальный представитель МИД Мария Захарова: “Формирование позиции Российской Федерации происходит не за рубежом за счет неких договоренностей или усилий каких-то сторон”. 

Владимир Путин и Валерий ГерасимовКогда Украина объявила о согласии на перемирие, Владимир Путин облачился в камуфляж и отправился в Курскую областьФото: Handout/Kremlin.ru/AFP

“Риск для Кремля в том, что если он будет слишком упрямым, Трамп может отреагировать жестко, – комментирует Дэниел Фрид. – Возможно, самоуверенность Путина сыграет союзникам Украины на руку, но не стоит на это рассчитывать. Он может сначала проявить уступчивость, согласившись на перемирие, а уже затем, на переговорах, выдвинуть жесткие условия: нейтральный статус Украины, ограничения на размер вооруженных сил, отсутствие иностранных войск”. 

“Может оказаться, что Россия откажется от немедленного прекращения огня, потому что считает, что находится на пути к победе, – предупреждает Михаэль Галер (Michael Gahler), депутат Европарламента от Европейской народной партии. – Возможен и другой вариант: Россия согласится, но не будет соблюдать перемирие. Так уже бывало в прошлом”. 

Как могут развиваться переговоры с Россией после перемирия 

Перемирие, даже если оно состоится, – это лишь первый шаг к миру. На каких условиях он может быть достигнут? Многое будет зависеть от позиции США, но какой она окажется – не очевидно. 

“У администрации Трампа нет единой позиции, есть несколько групп, и неизвестно, какая из них одержит верх, – объясняет Дэниел Фрид. – Есть группа “неорейганистов”, к которым относятся госсекретарь Марко Рубио и советник по национальной безопасности Майкл Уолц. Есть группа Asia first, которая считает Украину обузой, а основные вызовы видит в Азии. Важную роль в этой группе играет Элбридж Колби, кандидат на пост заместителя министра обороны. Наконец, есть “Ялтинская группа”, считающая, что оправдано разделение мира между великими державами – Китай, Россия, США. Илон Маск высказывается в этом духе. В выступлениях вице-президента Вэнса также присутствует великодержавный цинизм”. 

Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасностиПереговорная позиция Украины стала выглядеть лучше, но уровень неопределенности крайне высок. На фото: делегация Украины на Мюнхенской конференции по безопасности, февраль 2025 годаФото: Matthias Schrader/AP Photo/picture alliance

Европейские союзники Украины проявили волю и решимость, когда стало ясно, что США – как минимум при нынешней администрации – уже не являются для Старого Света и НАТО таким же надежным партнером, каким были в прошлые десятилетия. Но это лишь начало долгого и трудного пути к приобретению полноценной автономии. 

“Прежде всего, европейцы должны наконец определиться, о чем вести переговоры, а о чем – нет, – говорит основатель Zentrum Liberale Moderne Ральф Фюккс (Ralf Fücks). – Спустя более чем три года войны у нас до сих пор нет единства. Мне кажется, есть несколько ключевых принципов. Во-первых – ничего об Украине без Украины. Во-вторых, не признавать захват территорий. Третье, возможно, самое важное – полный суверенитет Украины, без права вето Москвы в ее делах. Четвертое – вступление Украины в ЕС не подлежит обсуждению. Эти принципы должны быть доведены до Вашингтона”.